27 января 2021, среда
Областные новости
26.01.2021
Индивидуальные предприниматели на ПСН, УСН и ЕСХН с 1 февраля 2021 года должны отражать в кассовом чеке наименование товаров или услуг и их количество.
26.01.2021
25 января в московской гостинице Измайлово Гамма-Дельта начала работу XII выставка-презентация SPORT CASUAL MOSCOW, которая продлится до 27 января.


Праздники сегодня

Loading...


Пожелания, поздравления и тосты

Культура

20.11.2020

Талант и щедрость души – на благо музея "Тарханы"

В конце 60-х годов прошлого столетия Государственный Лермонтовский музей «Тарханы» вступил в новую стадию развития. Появилась нужда в грамотных специалистах. Валентин Арзамасцев, будучи в то время директором музея, пригласил на работу художника с женой-филологом, которой предложили должность научного сотрудника. Супружеская пара – Геннадий Валентинович и Тамара Михайловна c маленькой дочкой до апреля 1968 года жили в Пензе в очень стеснённых условиях, а тут дали квартиру с отдельной кухней, спальней-«клетушкой». Вспоминая о своем переезде из города в село, Тамара Михайловна как-то сказала: «Я была рада до невозможности, что есть где жить и моя дочка бегает на свежем воздухе, а не по коридору коммуналки».
Тогда территория усадьбы занимала  всего 10 гектаров, штат музея состоял из директора, нескольких человек технического персонала и четырёх научных сотрудников, одной из которых была Тамара Мельникова, выпускница историко-филологического факультета Пензенского педагогического института имени В.Г.Белинского, проработавшая несколько лет учителем русского языка в Крутцовской восьмилетней школе Колышлейского района.
За короткий срок ей предстояло изучить экспозиции музея, фонды, территорию, разработать и выучить экскурсию. Умение просто, содержательно и очень искренне рассказывать о Лермонтове и его эпохе пришло не само по себе, а явилось результатом упорной работы над собой и тем материалом, которым хотелось поделиться с экскурсантами. Случалось, уже после работы она подолгу задерживалась в барском доме, репетируя среди зеркал и портретов, украшавших интерьер комнат.
Постоянное стремление к саморазвитию молодого научного сотрудника оказалось востребованным.
В 1969 году, когда музей получил статус заповедника  и его территория увеличилась с 10 гектаров до 91, встал вопрос о создании проекта по реставрации зелёных насаждений – парка, садов, аллей, цветников. В решении этого вопроса возникло много трудностей, потому что облик территории с лермонтовского времени претерпел огромные изменения. Растительности сохранилось много, но в основном это была поросль от старых посадок. Рисунка парка не было видно, а документальных свидетельств о характере усадьбы уцелело мало. Созданием проекта и непосредственно реставрацией зелёных насаждений занялась Валентина Агальцова – кандидат сельскохозяйственных наук, специалист по изучению и реставрации мемориальных садово-парковых комплексов. Тамара Михайловна не просто наблюдала за тем, как выполняется работа, а сама принимала в ней непосредственное участие: с автором проекта «раскапывала» аллеи, куртины, боскеты, которые были в усадьбе при жизни М.Ю.Лермонтова и которые непременно нужно было восстановить.
А чтобы разбить клумбы в музее и вырастить в горшках цветы для экспозиций, научному сотруднику пришлось изучить ассортимент цветов лермонтовского времени и найти нужные семена в садоводческих хозяйствах. Из Прибалтики, Калининграда, Самары, Москвы в музей приходили долгожданные посылки с семенами.
В период активного комплектования музейных фондов Тамаре Михайловне предложили заняться новым, очень интересным и  ответственным делом – хранить и собирать фондовую коллекцию музея. Это пришлось ей  по душе – она скомплектовала почти треть существующей коллекции экспонатов. Портрет М.М.Сперанского, первоначально находившийся в доме Е.А.Арсеньевой, портрет А.Г.Реми, сослуживца М.Ю.Лермонтова, работы А.И.Клюндера, мемории из дома М.Г.Хомутова появились у музея благодаря умению Тамары Михайловны разговаривать с людьми, убеждать в том, что лучший способ сохранить уникальную вещь – передать её в музей и показать людям. Являясь уже директором, она не упускает из виду эту работу. Через неё в музей попали многие предметы, без которых невозможно представить нынешние экспозиции «Тархан»: часть рукояти ятагана М.Ю.Лермонтова, альбом его матери Марии Михайловны, гравюра с портрета Шамиля, которого «ехал брать» М.Ю.Лермонтов, предметы декоративного фонда и многое другое.
Опыт, полученный во время работы в разных отделах и на разных должностях в музее, помог Тамаре Михайловне в работе заместителя директора по науке (эту должность она занимала с 1975 года). Не подвел он и тогда, когда ей в проблемное для музея время предложили стать директором. Произошло это в 1977 году.
Тогда буквально с ходу пришлось решать вопрос о спасении часовни, в которой покоился прах поэта и членов его семьи, организовать работу по её сохранению и реставрации. Задача была не из лёгких, но Тамара Михайловна с ней справилась. В 1979 году, после проведения предварительных раскопок, на прежнем фундаменте была восстановлена людская изба, в которой разместилась ткацкая комната и залы, в основу экспозиционного показа которых были положены исторические события, отражённые в произведениях М.Ю.Лермонтова.
Георг Мясников, второй секретарь обкома КПСС, увидел в директоре музея талантливого организатора и оценил её аналитический ум. Мимо его внимания не прошёл волевой и решительный характер молодого специалиста. Георг Васильевич всегда помогал музею. Именно у него Тамара Мельникова научилась всё делать заранее, без лишней  спешки и постоянно искать в музейной работе новое, не похожее на то, что уже есть  у других.
Строки из стихов великого поэта постоянно наталкивали на мысли и новые задумки. Лермонтов описывал усадьбу как красивой, так и живой. Так пришло понимание того, что восстановленная мемориальная территория не только может давать посетителям музея представление о среде лермонтовского времени, но создаст условия для ведения хозяйства. Впервые в России в 1990-х годах Тамара Михайловна провела комплекс мероприятий по воссозданию на территории музея функционирующих хозяйственных компонентов дворянской усадьбы XIX века.
Было решено очистить пруды. Но как? До этого в «Тарханах» ничего подобного не делали. Директор объехала все заповедники, где есть пруды, которые когда-либо очищали, и выбрала подходящий способ для Лермонтовского музея. Но это было, как оказалось, только полдела. Финансирования на задумку не было. И только в 1999 году, когда в «Тарханы» на экскурсию привезли Рема Вяхирева (на тот момент главу «Газпрома»), процесс пошёл.
Как во время экскурсии, рассказывая о Лермонтове, Тамара Михайловна сумела убедить Рема Ивановича взяться за очистку пруда и профинансировать задуманное, до сих пор остаётся загадкой. Но результат превзошёл ожидания: пруд очистили, а, кроме этого, ещё были отреставрированы барский дом и фондохранилище, построены административное здание и конюшня.
С появлением новой хозяйственной постройки встал вопрос о наполнении конюшни. Для приобретения лошадей нужны средства, а их опять не было. Но восхищённые рассказом Тамары Михайловны о М.Ю.Лермонтове, его любимых животных люди дарили коней музею.
По инициативе Тамары Михайловны на прежнем месте, в восточной части Дальнего сада, была восстановлена пасека, дающая хороший урожай мёда.
При её личном участии и руководстве проходили все зачастую очень сложные и продолжительные реставрационные работы в музее.
В 1985 году в самый разгар работы над новой экспозицией, которая должна была размещаться в церкви Михаила Архистратига, оказалось, что здание не пригодно для использования. Еще при реставрации 1967 года его покрасили не известковым раствором, как было принято, а масляной краской, в результате кирпич не смог «дышать». Никаких документов, «оправдывающих» эти работы, не было, поэтому прежде, чем приступить к выполнению намеченного, директор лично приготовила историческую справку по объекту и научное обоснование для выполнения работ.
Очистку стен церкви было решено выполнить распространённым способом – пескоструйной системой. Но струя выбивала кирпич. Тогда решили  снимать краску вручную. Так, обыкновенным скребком сантиметр за сантиметром снаружи и внутри соскабливали краску со стен. Не передать, сколько нелицеприятных слов выслушала Тамара Михайловна от работающих на этом объекте.
Длилась работа целых три года, но была выполнена так, как предложила она.
Тамара Михайловна никогда не боялась и не боится браться за осуществление идей, даже если порой они кажутся недостижимыми и меняют облик усадьбы, но вместе с тем не идут вразрез с исторической достоверностью.
Так перенесли центральную дорожку на усадьбе, выровняв её по липовой аллее, провели капитальную реставрацию барского дома и других зданий на территории музея, выстроили музейно-просветительский центр, где помимо гостиницы и столовой функционируют актовый и выставочные залы. В одном из них разместилась новая экспозиция, рассказывающая обо всём жизненном и творческом пути поэта.
С августа 1993 года по инициативе и при непосредственном участии Тамары Михайловны стало выходить периодическое издание «Тарханский вестник». Уже первые его выпуски раскрыли научный потенциал музея, включив в себя исследовательскую, реставрационную, экспозиционную и просветительскую деятельность музея. И почти в каждом номере издания есть статьи Тамары Михайловны по проблемам музееведения и  лермонтоведения. А в 1994 году вышла её книга «И дышит непонятная святая прелесть в них…», рассказывающая  о  мемориальной части коллекции музея, каждый предмет которой прошёл через её руки.
С 1971 года в первую субботу июля в «Тарханах» проходят ежегодные Лермонтовские праздники с участием деятелей литературы и искусства, собирающие огромное количество людей. Сегодня эти праздники стали тематическими и каждый раз раскрывают разные грани жизни и творчества М.Ю.Лермонтова.
В 1975 году произошло не совсем понятное событие в жизни музея: его сделали филиалом Объединения литературно-мемориальных музеев Пензенской области. И только в 1990 году музей вновь стал самостоятельным. Тамара Михайловна сумела доказать, что так будет лучше для развития музея. Как нужно любить своё дело, чтобы в кабинетах чиновников держаться с достоинством  и всегда быть уверенным в том, за что борешься!
2 апреля 1997 года Указом Президента РФ Бориса Ельцина Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы» включён в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а 19 ноября этого же года он стал федеральным.
Это вывело музей на новый уровень развития: в услуги музея были включены бал, конная карусель, театрализованное представление «Тарханская свадьба», фольклорные праздники.  Во всех мероприятиях  задействованы сотрудники музея.
«Тарханы» стали не просто живым музеем, а растущим, постоянно развивающимся учреждением. Здесь создали центр народного творчества, сотрудники которого возрождают традиционные тарханские ремёсла, готовят сувениры, проводят мастер-классы.
«Сбылось и то, о чём и вовсе не мечталось», – однажды откровенно призналась Тамара Михайловна. Во многом этому поспособствовала её авторитарность (всех выслушает, а примет решение сама) и умение вникать во все мелочи, потому что они являются базой для больших дел.
Тамаре Михайловне удалось сделать много и для музея, и для сотрудников. За достигнутые успехи в развитии музея, за большой личный вклад в развитие музейного дела, за работу  по патриотическому воспитанию  она награждена орденами, медалями, Почётными грамотами. А в 2015 году ей была вручена Государственная премия Российской Федерации. Несмотря на все звания и регалии, она остается открытым, позитивным и улыбчивым человеком в общении с сотрудниками, односельчанами и посетителями музея. А дома она любящая мать и бабушка, хорошая хозяйка.
Жизнь порой преподносит нам сюрпризы, и, к сожалению, не всегда хорошие. Главное – не отчаиваться, а искать дающий силы источник в  решении всех рабочих и бытовых проблем. В случае Тамары Михайловны – это любовь её мамы, которую она получила в детстве, и строки из произведений М.Ю.Лермонтова, которые она  может процитировать применительно к себе: «Мне нужно действовать…» И она будет.

15 ноября юбилей отметила директор Государственного Лермонтовского музея-заповедника «Тарханы», лауреат Государственной премии правительства РФ в области культуры, Заслуженный работник культуры РСФСР Тамара МЕЛЬНИКОВА.

В конце 60-х годов прошлого столетия Государственный Лермонтовский музей «Тарханы» вступил в новую стадию развития. Появилась нужда в грамотных специалистах. Валентин Арзамасцев, будучи в то время директором музея, пригласил на работу художника с женой-филологом, которой предложили должность научного сотрудника. Супружеская пара – Геннадий Валентинович и Тамара Михайловна c маленькой дочкой до апреля 1968 года жили в Пензе в очень стеснённых условиях, а тут дали квартиру с отдельной кухней, спальней-«клетушкой». Вспоминая о своем переезде из города в село, Тамара Михайловна как-то сказала: «Я была рада до невозможности, что есть где жить и моя дочка бегает на свежем воздухе, а не по коридору коммуналки».

Тогда территория усадьбы занимала  всего 10 гектаров, штат музея состоял из директора, нескольких человек технического персонала и четырёх научных сотрудников, одной из которых была Тамара Мельникова, выпускница историко-филологического факультета Пензенского педагогического института имени В.Г.Белинского, проработавшая несколько лет учителем русского языка в Крутцовской восьмилетней школе Колышлейского района.

За короткий срок ей предстояло изучить экспозиции музея, фонды, территорию, разработать и выучить экскурсию. Умение просто, содержательно и очень искренне рассказывать о Лермонтове и его эпохе пришло не само по себе, а явилось результатом упорной работы над собой и тем материалом, которым хотелось поделиться с экскурсантами. Случалось, уже после работы она подолгу задерживалась в барском доме, репетируя среди зеркал и портретов, украшавших интерьер комнат.

Постоянное стремление к саморазвитию молодого научного сотрудника оказалось востребованным.

В 1969 году, когда музей получил статус заповедника  и его территория увеличилась с 10 гектаров до 91, встал вопрос о создании проекта по реставрации зелёных насаждений – парка, садов, аллей, цветников. В решении этого вопроса возникло много трудностей, потому что облик территории с лермонтовского времени претерпел огромные изменения. Растительности сохранилось много, но в основном это была поросль от старых посадок. Рисунка парка не было видно, а документальных свидетельств о характере усадьбы уцелело мало. Созданием проекта и непосредственно реставрацией зелёных насаждений занялась Валентина Агальцова – кандидат сельскохозяйственных наук, специалист по изучению и реставрации мемориальных садово-парковых комплексов. Тамара Михайловна не просто наблюдала за тем, как выполняется работа, а сама принимала в ней непосредственное участие: с автором проекта «раскапывала» аллеи, куртины, боскеты, которые были в усадьбе при жизни М.Ю.Лермонтова и которые непременно нужно было восстановить.

А чтобы разбить клумбы в музее и вырастить в горшках цветы для экспозиций, научному сотруднику пришлось изучить ассортимент цветов лермонтовского времени и найти нужные семена в садоводческих хозяйствах. Из Прибалтики, Калининграда, Самары, Москвы в музей приходили долгожданные посылки с семенами.

В период активного комплектования музейных фондов Тамаре Михайловне предложили заняться новым, очень интересным и  ответственным делом – хранить и собирать фондовую коллекцию музея. Это пришлось ей  по душе – она скомплектовала почти треть существующей коллекции экспонатов. Портрет М.М.Сперанского, первоначально находившийся в доме Е.А.Арсеньевой, портрет А.Г.Реми, сослуживца М.Ю.Лермонтова, работы А.И.Клюндера, мемории из дома М.Г.Хомутова появились у музея благодаря умению Тамары Михайловны разговаривать с людьми, убеждать в том, что лучший способ сохранить уникальную вещь – передать её в музей и показать людям. Являясь уже директором, она не упускает из виду эту работу. Через неё в музей попали многие предметы, без которых невозможно представить нынешние экспозиции «Тархан»: часть рукояти ятагана М.Ю.Лермонтова, альбом его матери Марии Михайловны, гравюра с портрета Шамиля, которого «ехал брать» М.Ю.Лермонтов, предметы декоративного фонда и многое другое.

Опыт, полученный во время работы в разных отделах и на разных должностях в музее, помог Тамаре Михайловне в работе заместителя директора по науке (эту должность она занимала с 1975 года). Не подвел он и тогда, когда ей в проблемное для музея время предложили стать директором. Произошло это в 1977 году.

Тогда буквально с ходу пришлось решать вопрос о спасении часовни, в которой покоился прах поэта и членов его семьи, организовать работу по её сохранению и реставрации. Задача была не из лёгких, но Тамара Михайловна с ней справилась. В 1979 году, после проведения предварительных раскопок, на прежнем фундаменте была восстановлена людская изба, в которой разместилась ткацкая комната и залы, в основу экспозиционного показа которых были положены исторические события, отражённые в произведениях М.Ю.Лермонтова.

Георг Мясников, второй секретарь обкома КПСС, увидел в директоре музея талантливого организатора и оценил её аналитический ум. Мимо его внимания не прошёл волевой и решительный характер молодого специалиста. Георг Васильевич всегда помогал музею. Именно у него Тамара Мельникова научилась всё делать заранее, без лишней  спешки и постоянно искать в музейной работе новое, не похожее на то, что уже есть  у других.

Строки из стихов великого поэта постоянно наталкивали на мысли и новые задумки. Лермонтов описывал усадьбу как красивой, так и живой. Так пришло понимание того, что восстановленная мемориальная территория не только может давать посетителям музея представление о среде лермонтовского времени, но создаст условия для ведения хозяйства. Впервые в России в 1990-х годах Тамара Михайловна провела комплекс мероприятий по воссозданию на территории музея функционирующих хозяйственных компонентов дворянской усадьбы XIX века.

Было решено очистить пруды. Но как? До этого в «Тарханах» ничего подобного не делали. Директор объехала все заповедники, где есть пруды, которые когда-либо очищали, и выбрала подходящий способ для Лермонтовского музея. Но это было, как оказалось, только полдела. Финансирования на задумку не было. И только в 1999 году, когда в «Тарханы» на экскурсию привезли Рема Вяхирева (на тот момент главу «Газпрома»), процесс пошёл.

Как во время экскурсии, рассказывая о Лермонтове, Тамара Михайловна сумела убедить Рема Ивановича взяться за очистку пруда и профинансировать задуманное, до сих пор остаётся загадкой. Но результат превзошёл ожидания: пруд очистили, а, кроме этого, ещё были отреставрированы барский дом и фондохранилище, построены административное здание и конюшня.

С появлением новой хозяйственной постройки встал вопрос о наполнении конюшни. Для приобретения лошадей нужны средства, а их опять не было. Но восхищённые рассказом Тамары Михайловны о М.Ю.Лермонтове, его любимых животных люди дарили коней музею.

По инициативе Тамары Михайловны на прежнем месте, в восточной части Дальнего сада, была восстановлена пасека, дающая хороший урожай мёда.

При её личном участии и руководстве проходили все зачастую очень сложные и продолжительные реставрационные работы в музее.

В 1985 году в самый разгар работы над новой экспозицией, которая должна была размещаться в церкви Михаила Архистратига, оказалось, что здание не пригодно для использования. Еще при реставрации 1967 года его покрасили не известковым раствором, как было принято, а масляной краской, в результате кирпич не смог «дышать». Никаких документов, «оправдывающих» эти работы, не было, поэтому прежде, чем приступить к выполнению намеченного, директор лично приготовила историческую справку по объекту и научное обоснование для выполнения работ.

Очистку стен церкви было решено выполнить распространённым способом – пескоструйной системой. Но струя выбивала кирпич. Тогда решили  снимать краску вручную. Так, обыкновенным скребком сантиметр за сантиметром снаружи и внутри соскабливали краску со стен. Не передать, сколько нелицеприятных слов выслушала Тамара Михайловна от работающих на этом объекте.

Длилась работа целых три года, но была выполнена так, как предложила она.

Тамара Михайловна никогда не боялась и не боится браться за осуществление идей, даже если порой они кажутся недостижимыми и меняют облик усадьбы, но вместе с тем не идут вразрез с исторической достоверностью.

Так перенесли центральную дорожку на усадьбе, выровняв её по липовой аллее, провели капитальную реставрацию барского дома и других зданий на территории музея, выстроили музейно-просветительский центр, где помимо гостиницы и столовой функционируют актовый и выставочные залы. В одном из них разместилась новая экспозиция, рассказывающая обо всём жизненном и творческом пути поэта.

С августа 1993 года по инициативе и при непосредственном участии Тамары Михайловны стало выходить периодическое издание «Тарханский вестник». Уже первые его выпуски раскрыли научный потенциал музея, включив в себя исследовательскую, реставрационную, экспозиционную и просветительскую деятельность музея. И почти в каждом номере издания есть статьи Тамары Михайловны по проблемам музееведения и  лермонтоведения. А в 1994 году вышла её книга «И дышит непонятная святая прелесть в них…», рассказывающая  о  мемориальной части коллекции музея, каждый предмет которой прошёл через её руки.

С 1971 года в первую субботу июля в «Тарханах» проходят ежегодные Лермонтовские праздники с участием деятелей литературы и искусства, собирающие огромное количество людей. Сегодня эти праздники стали тематическими и каждый раз раскрывают разные грани жизни и творчества М.Ю.Лермонтова.

В 1975 году произошло не совсем понятное событие в жизни музея: его сделали филиалом Объединения литературно-мемориальных музеев Пензенской области. И только в 1990 году музей вновь стал самостоятельным. Тамара Михайловна сумела доказать, что так будет лучше для развития музея. Как нужно любить своё дело, чтобы в кабинетах чиновников держаться с достоинством  и всегда быть уверенным в том, за что борешься!

2 апреля 1997 года Указом Президента РФ Бориса Ельцина Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы» включён в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а 19 ноября этого же года он стал федеральным.

Это вывело музей на новый уровень развития: в услуги музея были включены бал, конная карусель, театрализованное представление «Тарханская свадьба», фольклорные праздники.  Во всех мероприятиях  задействованы сотрудники музея.

«Тарханы» стали не просто живым музеем, а растущим, постоянно развивающимся учреждением. Здесь создали центр народного творчества, сотрудники которого возрождают традиционные тарханские ремёсла, готовят сувениры, проводят мастер-классы.

«Сбылось и то, о чём и вовсе не мечталось», – однажды откровенно призналась Тамара Михайловна. Во многом этому поспособствовала её авторитарность (всех выслушает, а примет решение сама) и умение вникать во все мелочи, потому что они являются базой для больших дел.

Тамаре Михайловне удалось сделать много и для музея, и для сотрудников. За достигнутые успехи в развитии музея, за большой личный вклад в развитие музейного дела, за работу  по патриотическому воспитанию  она награждена орденами, медалями, Почётными грамотами. А в 2015 году ей была вручена Государственная премия Российской Федерации. Несмотря на все звания и регалии, она остается открытым, позитивным и улыбчивым человеком в общении с сотрудниками, односельчанами и посетителями музея. А дома она любящая мать и бабушка, хорошая хозяйка.

Жизнь порой преподносит нам сюрпризы, и, к сожалению, не всегда хорошие. Главное – не отчаиваться, а искать дающий силы источник в  решении всех рабочих и бытовых проблем. В случае Тамары Михайловны – это любовь её мамы, которую она получила в детстве, и строки из произведений М.Ю.Лермонтова, которые она  может процитировать применительно к себе: «Мне нужно действовать…» И она будет.

Оставить комментарий