22 ноября 2018, четверг
Областные новости
19.11.2018
В Пензе 12 ноября состоялся региональный этап дискуссии «Обновление - 2018» в преддверии XVIII Съезда «Единой России».
15.11.2018
Изменение облика российских городов, благоустройство дворовых и общественных территорий является одним из самых успешных и результативных направлений работы Партии, подчеркнул секретарь Генсовета ЕР


Праздники сегодня

Loading...


Пожелания, поздравления и тосты

Социальная сфера

02.11.2018

Мы ведь не чужие

Старинная мечеть в Кутеевке

Кутеевка – единственное татарское село в Белинском районе. И ещё – это единственное село в районе, в котором большинство исповедует мусульманскую веру. Рядом сёла, где большая часть населения, христиане. Так было давно, так остаётся и сейчас. Только западные исследователи удивляются, как в России спокойно уживаются православные, мусульмане, буддисты и язычники. У нас другая культура. Мы всегда относились к инаковости с доброжелательным любопытством.

Раньше в Кутеевке было несколько мечетей, сейчас – две. В этот раз мне удалось побывать в старинной мечети 1913 года. У входа табличка, где есть не только год открытия, но и имя того, кто был муллой и учителем, – Закир. Долгие годы безбожия здание эксплуатировалось так же, как и православные храмы: служило складом, амбулаторией. Сейчас это снова мечеть. С недавних пор мулла здесь – Рафик Акмаев. Родом из Кутеевки, он долгое время жил и работал в Пензе, но когда обрёл веру, то решил вернуться в родное село. Учится в Казанском исламском университете. Мулла молодой, только исполнилось тридцать лет, но собеседник очень интересный, чувствуется, что живёт верой своего народа по-настоящему. В беседе с нами принимал участие и Фязыль Дубин. Как сейчас говорят, ветеран, он тоже вернулся в родное село, но на склоне лет. Старой советской закалки.

– Плохо ходят автобусы в сёла, – начал было Фязыль Мухамеджанович, но по ходу разговора понял, что корреспондент районной газеты приехал с другой целью. И пока мы говорили все вместе о вере, Боге и воспитании терпимости, лицо аксакала прояснялось.

– Как хорошо мне! Как я рад, что слышу такие речи! – несколько раз восклицал он.

И даже не хотел сразу уходить, когда племянник приехал за ним.

«Кутеевщина»

Молодой мулла Рафик Акмаев удивил меня тем, что показал довольно объемистую книгу «Кутеевщина», автором которой является уроженец Кутеевки Идрис Ишкин. Идрис Мухаммедович занимал много руководящих должностей, живя далеко от родных мест, но, выйдя на пенсию, на основе скрупулёзного изучения архивных материалов в Москве, смог написать книгу о Кутеевке, об истоках своей национальности, мусульманской вере. Несомненно, его труд заслуживает большого внимания не только историков, но и земляков. Кстати, село раньше именно так и называлось – Кутеевщина.

К истокам возникновения национальной розни автор относит однобокое истолкование историками исхода Куликовской битвы: «Подлинной бедой для Руси на самом деле было не только и не столько «иго» (страна не была занята войсками орды), сколько грызня русских князей за власть и благосклонность ордынских ханов. Братья-славяне продолжали ездить в ставку хана в качестве соискателей ярлыков на княжение и на сбор дани со своего населения. Почти во всех учебниках истории по-прежнему злодеями остаются татары. Как должен чувствовать себя ребёнок из татарской семьи в московской школе или ребёнок из русской семьи в казанской школе, если учебник, да и учитель не поясняют, что в период феодальных войн столкновения происходили даже внутри нации. Феодалы убивали на поле боя даже своих родных братьев. Разжигание националистического настроения едва ли полезно для многонационального государства».

Автор рассказывает о «начале начал» татар и о трудном пути ислама, о попытках христианизации села, послереволюционном пути, трудовых достижениях.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ

– В советское время поощрялся атеизм, – говорит Рафик и снова цитирует книгу земляка: «К примеру, один из первых организаторов коммуны «Кызыл Ил» в селе Абдрахман Неврюзин так  говорил о жизни кутеевского колхозника: «Если раньше на молебны просить милости у Бога ходили все жители села, то теперь таких вряд ли насчитывается 15-20 человек, да и те только из числа стариков. Сейчас в Кутеевке трудно сыскать человека моложе 50 лет, чтобы он верил в Аллаха».

Фязыль Мухамеджанович помнит те времена и  то, что к Абдрахману Неврюзину в селе благодарно относились и сейчас относятся как к замечательному воспитателю, талантливому организатору.

– Такое было время, –  говорит он. –  Мы, молодые, не ходили в мечеть. Идти было далеко. Помню, во время войны в мечети склад был,  зерно лежало. Детство моё было тяжёлым, полуголодным. Семья большая – пятеро детей. Родители рано умерли. Стремился выучиться.

Получил он профессию автомеханика и долго жил  в Казахстане, а затем захотелось на родину, – в Кутеевку. Конечно, и к вере своей потянуло. Тем более, сейчас молиться не возбраняется. Но тех стариков, что выросли в вере, конечно, уж нет. Зато молодёжь как тянется теперь к истокам! Кстати, на мой взгляд, показательный пример толерантности, выражаясь современным термином, из жизни Кутеевки времён Великой Отечественной войны привёл в разговоре Фязыль Дубин. На фронте его дядя бок о бок сидел в окопе с жителем соседнего села Аргамакова. Оба вернулись и, хотя были изранены, ещё работали в колхозе, фронтовое братство настолько сроднило их, что аргамаковец с семьёй переехал жить в Кутеевку.

– Основу ислама составляют признание единобожия, обязательная пятикратная ежедневная молитва, соблюдение поста, паломничества в святые места, – коротко просвещает меня мулла Рафик. – Разрушение духовности привело к безбожию. Террористы почему-то стали считаться приверженцами ислама. А ведь слово «джихад» означает преодоление своих низменных качеств. Западная культура навязала новые значения не только словам, но и основным постулатам нашей веры, и люди, далёкие от религии, идут за яркими лозунгами. Это культура Макдональдса и фастфуда. Бери от жизни всё! Но если дать человеку свободу, он переступит границы. Отсюда – аборты, однополые браки… Вера должна быть осмысленной, а не пустым поклонением. Иисуса спросили, когда наступит Суд Божий, он ответил, что об этом знает только  отец небесный. Каждый должен помнить о Судном дне и о том, что будет держать ответ перед Богом. Человеческое тело – это глина, в которую вдохнули искру Божью, душу, и важно, чтобы она не потухла!

Не причини вреда соседу

Честно говоря, вначале с боязнью вступила на порог мечети, наслышана о том, что женщинам туда вход воспрещён. Единственное, что потребовал от меня мулла, это переобуться в шлёпанцы. В главном просторном помещении для молитв всюду ковры, а по стенам – цитаты из корана, написанные красивой арабской вязью. И мулла, и его прихожанин, если можно так назвать Фязыля, всё время обращались к Аллаху со словами благодарности и молитвы.

Основными правилами мусульманского этикета считаются, безусловно, уважение и почитание старших младшими. Важнейшая цель любой семьи – это воспитание детей. С раннего возраста их приучают к труду. Настоящий мусульманин должен уважать старших и проявлять милосердие к младшим, а также навещать больных и утешать тех, у кого горе.

– Посланник сказал: «Кто верует в Аллаха и в последний день пусть не причиняет вреда своему соседу». И ещё: «Помогай брату своему, будь он притеснителем или притесняющим». То есть если его притесняют, помоги ему, а если он сам является притеснителем, то мешай ему притеснять других. И в этом будет твоя помощь ему. 

В настоящее время мулла – это обобщённое название мусульманского религиозного деятеля, который руководит молитвой при мечети. К слову, делать это может любой мусульманин, который пользуется наибольшим авторитетом.

– Исламисты, ведущие к гибели людей, – это лицемеры, прикрывающиеся именем Аллаха. Лицемерие – это тяжкий грех. Однако оно стало образом жизни западного человека, культуру которого и мы тоже усвоили очень быстро. Ислам выступает против любых проявлений расизма и национализма. Только вера, живущая в сердце человека, состязание в благих делах  могут дать превосходство одного человека над другим, и это определяет только Всевышний.

На пятничную молитву в мечеть собирается не так много верующих, пока это в основном старики, но Рафик знает, что молодёжь возвращается к вере предков. Жить по ней трудно только вначале, когда не хочется отказывать себе в удовольствиях, а ещё мешает лень. Истинно верующему человеку легко радоваться каждому дню, дарованному Богом. А что касается соседей-христиан, да и просто неверующих, то тут нужна не пресловутая толерантность, а радушие. Есть такое хорошее русское слово. Мы ведь не чужие.

Оставить комментарий