25 января 2022, вторник
Областные новости
24.01.2022
Жилищно-коммунальная служба №2 (г. Пенза) филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу обеспечивает надлежащую эксплуатацию объектов жилищного фонда, безаварийное содержание и текущий ремонт общего имущества, внутридомовых инженерных сетей и оборудования объектов жилищного фонда.
21.01.2022
В 2022 году ежегодная денежная выплата лицам, награжденным нагрудным знаком «Почетный донор России», составит 15713 руб. 84 копейки, срок выплат - до 1 апреля.

Праздники сегодня

Бессмертный полк

01.12.2021

В школе № 2 г.Белинского состоялась презентация книги «Ушедшие в Сурское небо»

На мероприятии присутствовали учащиеся кадетских классов. Эти ребята выбрали путь юнармейцев, поэтому и должны учиться стойкости на примерах мужества героев войны.
Книга уникальна тем, что она – мемориальное издание. Помимо информации, в ней собраны архивные материалы. Здесь систематизированы информационные данные о воинских подразделениях ВВС Красной Армии, которые базировались на территории нашего региона, а также учебных заведениях, готовивших авиационных специалистов. Здесь же и сведения об авиационных происшествиях, биографии лётчиков и других военных и гражданских специалистов, погибших в результате крушений в 1941-1945 годах. Благодаря поисковым работам были установлены и облагорожены памятники на могилах лётчиков.
– В годы войны наш регион был тыловой областью, куда эвакуировались предприятия, госпитали, где базировался 13-й запасной истребительский авиаполк. Здесь проходили обучение и переподготовку военные лётчики, – рассказывает руководитель поисковой группы Елена ЕКИМОЧКИНА. – Несмотря на то, что на территории региона не было боевых действий, тем не менее более 100 лётчиков погибли в 14 районах, в том числе и нашем. Чаще всего причинами становились плохие погодные условия или неисправность самолётов. Более чем о половине случаев было неизвестно. Но сейчас картины прошлого воссозданы благодаря членам регионального отделения «Поисковое движение России», которое возглавляет жительница Пензы Лариса Казакова. На протяжении двух лет они собирали информацию.
Работа была проведена огромная. Пришлось исследовать госархивы и документы Пензенской области. Члены поискового отряда встречались со старожилами, теми, кто был свидетелем обстоятельств катастроф.
– В результате работы были установлены  имена 55 лётчиков. Один из них захоронен в Поиме, – продолжила Елена Екимочкина. – До сего момента он числился как неизвестный.
Почему и для нас так важно это издание? Дело в том, что в 2010 году учащиеся школы занялись поиском информации о лётчиках, захороненных на территории некрополя. В результате в 2019 году были установлены имена двух лётчиков – это штурман Алексей Ларин и стрелок-радист Пётр Рыжков. Информация о них вошла в книгу «Ушедшие в Сурское небо». Командиром экипажа был Константин Скуратовский. Он единственный выжил в той катастрофе. Есть ещё две могилы неизвестных лётчиков. Поиск информации о них уже начат.
О значимости книги и о том, какую роль она должна сыграть в воспитании нынешнего поколения, высказался заместитель главы администрации района по социальным вопросам Андрей АНДРЮШИН. Именно сейчас молодёжь должна осознавать, что наши враги прилагают все усилия, чтобы исказить правду, внушить неокрепшим умам, что победители и миротворцы были не их деды и прадеды, прошедшие через горнила ада. Победители те, кто наживался на войне, кто убивал мирных жителей и истреблял целые нации. Поэтому эта книга и бесценна. Она содержит рассказы о подвигах лётчиков.
ТРАГЕДИИ В НЕБЕ.
– В январе 1944 года произошла большая катастрофа, – рассказывает Елена Екимочкина. – Из-за густого тумана разбился ИЛ-2, погибли семь человек. В октябре 1941 года из-за ошибки пилота в условиях плохой видимости разбились два самолёта ДВ-3, летевших в Ряжск. В результате катастрофы погибли восемь человек. В декабре 1941 года в небе над Кузнецком разбился Герой Советского Союза, майор Николай Леонченко, разрабатывавший систему «слепых» полётов в ночное время и при плохой видимости. И вот над территорией нашего района произошли, теперь уже можно сказать, две авиакатастрофы. Одна была над деревней Куликовка, которая сейчас относится к Тамалинскому району, а в годы войны входила в состав Чембарского района. Вторая  –здесь, над Чембаром.
На территории некрополя, где находятся могилы погибших лётчиков, в результате многочисленных ремонтных работ были утеряны все таблички, за исключением центральных. В 2010 году Елена Екимочкина и преподаватель истории Маргарита Шуткова  вместе с учащимися школы начали работу по восстановлению имён всех, кто там захоронен. Был составлен план захоронений на некрополе, затем ребята обратились к архивным данным нашего музея, районного архива и государственного архива области. В результате имена были восстановлены, кроме лётчиков. Четыре военных захоронения относятся к 1942 году. Это очень сложное время для нашей страны. Шли бои за Сталинград. Пензенская область стала приграничной, а через Чембарский район летали боевые бомбардировщики в сторону Волги, чтобы уничтожать технику и живую силу врага, а затем возвращались  на аэродром в Тамбовской области.
– Обстоятельства катастрофы первого экипажа хорошо помнил Фёдор Фёдорович Воробьёв, – продолжила Елена Екимочкина. – В то время он был совсем мальчишкой. И всё же Фёдор Фёдорович рассказывал, что стоял страшный грохот. Сам город во тьме, а за его чертой – алое зарево. Люди, разбуженные взрывом, выбегали из домов. Когда прибежали на место, куда упал самолёт, извлечь останки лётчиков было невозможно. Машина полностью была объята пламенем, и лишь нога в унте валялась неподалеку. Прибывшая к месту крушения пожарная машина затушила огонь, а представители 247 отдельного специального батальона изъяли оставшееся оборудование, чтобы потом детально изучить причины катастрофы. Мы проследили путь батальона и сделали запрос в ФСБ. Но нам ответили, что документы этого подразделения пока засекречены и недоступны для широкого пользования. На этом наш поиск остановился, но на время. Продолжить его смогли после того, как случайно встретились с человеком, который по просьбе его знакомой также занимался поиском информации о погибших лётчиках. Женщина искала отца. Так вот, по его данным, где-то на территории Белинского и Башмаковского районов погиб ещё один экипаж Коцынебина и Петли. Вполне возможно, что это были лётчики, захороненные здесь, в некрополе. Но, к сожалению, мы не нашли подтверждения, что это наш экипаж. Осенью 2019 года произошла встреча с Александром Шилиным. Он также занимается поисками экипажей. В результате обмена информацией мы выяснили, что лётчики, которые захоронены у нас, погибли в ночь с 6 на 7 октября. Так были установлены первые два имени – штурмана Алексея Ларина и стрелка-радиста Петра Рыжкова.
Есть ещё один свидетель крушения самолёта, о котором рассказала Елена Екимочкина. Это житель Кевды. Во время войны он был ребёнком. Его родители сдали в военный госпиталь, чтобы тот не умер с голода. В семье было много детей. А в госпитале Аркадий Сойнов организовывал группы для детей, которых родители не в состоянии были прокормить. Детей привозили на неделю, а на выходные забирали домой. Так вот мужчина вспоминал, что когда их возили на полуторке или санях в госпиталь, он видел остов обгоревшего самолёта, предположительно на этом месте. Но прошло много времени, от машины ничего, естественно, не осталось, поэтому доказать точность места не представляется возможным. И лишь на сайте Пензенской книги памяти появились аварийные акты данной трагедии. И вот теперь стали известны причины гибели самолёта. Как оказалось, перед вылетом машина прошла полную проверку, инженеры сдали её в исправном состоянии. Командир экипажа Скуратовский получил самолёт и в акте расписался, что претензий не имеет. Но после того, как экипаж выполнил боевое задание и взял курс на аэродром в посёлок Зелёный, левый двигатель дал сбой. Через некоторое время он полностью отказал, после чего начала сыпаться вся механика самолёта. Отказал и авиагоризонт – прибор, который помогает пилотам в условиях плохой видимости. Самолёт шёл практически вслепую. И только редкие огоньки спящего города позволили пилоту немного сориентироваться и увести машину за пределы населённого пункта. Скуратовский в последний момент дал команду катапультироваться. Но малая высота не позволила экипажу покинуть самолёт. Парашют просто не успел бы раскрыться. Рыжков и Ларин погибли в самолёте, Скуратовский чудом спасся. Прослеживая историю командира, наша поисковая группа выяснила, что Скуратовский трижды попадал в подобные ситуациях и выживал в них. Но судьбу не обманешь. Скуратовский погиб в 1944 году, освобождая Европу от фашистов.
Мы – наследники победителей, и наша обязанность – увековечить память обо всех, кто отдал жизни. Поэтому  сейчас перед белинскими юнармейцами поставлена задача – выяснить имена лётчиков, погибших в районе Куликовки, чтобы воздать почести героям. Это их долг и вклад в Великую Победу. Работы много, но она почётна и интересна.

На мероприятии присутствовали учащиеся кадетских классов. Эти ребята выбрали путь юнармейцев, поэтому и должны учиться стойкости на примерах мужества героев войны.

Книга уникальна тем, что она – мемориальное издание. Помимо информации, в ней собраны архивные материалы. Здесь систематизированы информационные данные о воинских подразделениях ВВС Красной Армии, которые базировались на территории нашего региона, а также учебных заведениях, готовивших авиационных специалистов. Здесь же и сведения об авиационных происшествиях, биографии лётчиков и других военных и гражданских специалистов, погибших в результате крушений в 1941-1945 годах. Благодаря поисковым работам были установлены и облагорожены памятники на могилах лётчиков.

– В годы войны наш регион был тыловой областью, куда эвакуировались предприятия, госпитали, где базировался 13-й запасной истребительский авиаполк. Здесь проходили обучение и переподготовку военные лётчики, – рассказывает руководитель поисковой группы Елена ЕКИМОЧКИНА. – Несмотря на то, что на территории региона не было боевых действий, тем не менее более 100 лётчиков погибли в 14 районах, в том числе и нашем. Чаще всего причинами становились плохие погодные условия или неисправность самолётов. Более чем о половине случаев было неизвестно. Но сейчас картины прошлого воссозданы благодаря членам регионального отделения «Поисковое движение России», которое возглавляет жительница Пензы Лариса Казакова. На протяжении двух лет они собирали информацию.

Работа была проведена огромная. Пришлось исследовать госархивы и документы Пензенской области. Члены поискового отряда встречались со старожилами, теми, кто был свидетелем обстоятельств катастроф.

– В результате работы были установлены  имена 55 лётчиков. Один из них захоронен в Поиме, – продолжила Елена Екимочкина. – До сего момента он числился как неизвестный.

Почему и для нас так важно это издание? Дело в том, что в 2010 году учащиеся школы занялись поиском информации о лётчиках, захороненных на территории некрополя. В результате в 2019 году были установлены имена двух лётчиков – это штурман Алексей Ларин и стрелок-радист Пётр Рыжков. Информация о них вошла в книгу «Ушедшие в Сурское небо». Командиром экипажа был Константин Скуратовский. Он единственный выжил в той катастрофе. Есть ещё две могилы неизвестных лётчиков. Поиск информации о них уже начат.

О значимости книги и о том, какую роль она должна сыграть в воспитании нынешнего поколения, высказался заместитель главы администрации района по социальным вопросам Андрей АНДРЮШИН. Именно сейчас молодёжь должна осознавать, что наши враги прилагают все усилия, чтобы исказить правду, внушить неокрепшим умам, что победители и миротворцы были не их деды и прадеды, прошедшие через горнила ада. Победители те, кто наживался на войне, кто убивал мирных жителей и истреблял целые нации. Поэтому эта книга и бесценна. Она содержит рассказы о подвигах лётчиков.

ТРАГЕДИИ В НЕБЕ.

– В январе 1944 года произошла большая катастрофа, – рассказывает Елена Екимочкина. – Из-за густого тумана разбился ИЛ-2, погибли семь человек. В октябре 1941 года из-за ошибки пилота в условиях плохой видимости разбились два самолёта ДВ-3, летевших в Ряжск. В результате катастрофы погибли восемь человек. В декабре 1941 года в небе над Кузнецком разбился Герой Советского Союза, майор Николай Леонченко, разрабатывавший систему «слепых» полётов в ночное время и при плохой видимости. И вот над территорией нашего района произошли, теперь уже можно сказать, две авиакатастрофы. Одна была над деревней Куликовка, которая сейчас относится к Тамалинскому району, а в годы войны входила в состав Чембарского района. Вторая  –здесь, над Чембаром.

На территории некрополя, где находятся могилы погибших лётчиков, в результате многочисленных ремонтных работ были утеряны все таблички, за исключением центральных. В 2010 году Елена Екимочкина и преподаватель истории Маргарита Шуткова  вместе с учащимися школы начали работу по восстановлению имён всех, кто там захоронен. Был составлен план захоронений на некрополе, затем ребята обратились к архивным данным нашего музея, районного архива и государственного архива области. В результате имена были восстановлены, кроме лётчиков. Четыре военных захоронения относятся к 1942 году. Это очень сложное время для нашей страны. Шли бои за Сталинград. Пензенская область стала приграничной, а через Чембарский район летали боевые бомбардировщики в сторону Волги, чтобы уничтожать технику и живую силу врага, а затем возвращались  на аэродром в Тамбовской области.

– Обстоятельства катастрофы первого экипажа хорошо помнил Фёдор Фёдорович Воробьёв, – продолжила Елена Екимочкина. – В то время он был совсем мальчишкой. И всё же Фёдор Фёдорович рассказывал, что стоял страшный грохот. Сам город во тьме, а за его чертой – алое зарево. Люди, разбуженные взрывом, выбегали из домов. Когда прибежали на место, куда упал самолёт, извлечь останки лётчиков было невозможно. Машина полностью была объята пламенем, и лишь нога в унте валялась неподалеку. Прибывшая к месту крушения пожарная машина затушила огонь, а представители 247 отдельного специального батальона изъяли оставшееся оборудование, чтобы потом детально изучить причины катастрофы. Мы проследили путь батальона и сделали запрос в ФСБ. Но нам ответили, что документы этого подразделения пока засекречены и недоступны для широкого пользования. На этом наш поиск остановился, но на время. Продолжить его смогли после того, как случайно встретились с человеком, который по просьбе его знакомой также занимался поиском информации о погибших лётчиках. Женщина искала отца. Так вот, по его данным, где-то на территории Белинского и Башмаковского районов погиб ещё один экипаж Коцынебина и Петли. Вполне возможно, что это были лётчики, захороненные здесь, в некрополе. Но, к сожалению, мы не нашли подтверждения, что это наш экипаж. Осенью 2019 года произошла встреча с Александром Шилиным. Он также занимается поисками экипажей. В результате обмена информацией мы выяснили, что лётчики, которые захоронены у нас, погибли в ночь с 6 на 7 октября. Так были установлены первые два имени – штурмана Алексея Ларина и стрелка-радиста Петра Рыжкова.

Есть ещё один свидетель крушения самолёта, о котором рассказала Елена Екимочкина. Это житель Кевды. Во время войны он был ребёнком. Его родители сдали в военный госпиталь, чтобы тот не умер с голода. В семье было много детей. А в госпитале Аркадий Сойнов организовывал группы для детей, которых родители не в состоянии были прокормить. Детей привозили на неделю, а на выходные забирали домой. Так вот мужчина вспоминал, что когда их возили на полуторке или санях в госпиталь, он видел остов обгоревшего самолёта, предположительно на этом месте. Но прошло много времени, от машины ничего, естественно, не осталось, поэтому доказать точность места не представляется возможным. И лишь на сайте Пензенской книги памяти появились аварийные акты данной трагедии. И вот теперь стали известны причины гибели самолёта. Как оказалось, перед вылетом машина прошла полную проверку, инженеры сдали её в исправном состоянии. Командир экипажа Скуратовский получил самолёт и в акте расписался, что претензий не имеет. Но после того, как экипаж выполнил боевое задание и взял курс на аэродром в посёлок Зелёный, левый двигатель дал сбой. Через некоторое время он полностью отказал, после чего начала сыпаться вся механика самолёта. Отказал и авиагоризонт – прибор, который помогает пилотам в условиях плохой видимости. Самолёт шёл практически вслепую. И только редкие огоньки спящего города позволили пилоту немного сориентироваться и увести машину за пределы населённого пункта. Скуратовский в последний момент дал команду катапультироваться. Но малая высота не позволила экипажу покинуть самолёт. Парашют просто не успел бы раскрыться. Рыжков и Ларин погибли в самолёте, Скуратовский чудом спасся. Прослеживая историю командира, наша поисковая группа выяснила, что Скуратовский трижды попадал в подобные ситуациях и выживал в них. Но судьбу не обманешь. Скуратовский погиб в 1944 году, освобождая Европу от фашистов.

Мы – наследники победителей, и наша обязанность – увековечить память обо всех, кто отдал жизни. Поэтому  сейчас перед белинскими юнармейцами поставлена задача – выяснить имена лётчиков, погибших в районе Куликовки, чтобы воздать почести героям. Это их долг и вклад в Великую Победу. Работы много, но она почётна и интересна.


Елена Будеркина

Оставить комментарий