21 сентября 2017, четверг
Областные новости
19.09.2017
В памятке перечислены основные направления по благоустройству, требующие внимания жильцов
14.09.2017
В «Единой России» считают эффективной работу Госпрограммы развития сельского хозяйства на 2013-2020 годы, однако призывают Правительство и Минсельхоз РФ проработать возможность интервенций, изменить механизм поддержки обновления сельхозтехники и выделить в 2018 году деньги на то, чтобы достроить 27 сельских школ.


Праздники сегодня

Loading...


Пожелания, поздравления и тосты

К 200-летию В.Г.Белинского

17.05.2011

Статьи В.Г.Белинского в школе

Статью подготовила Надежда МАЛОВА, методист фондового отдела музея-усадьбы В.Г.Белинского

В.Г.Белинский до сих пор остается лучшим истолкователем творчества Крылова, Карамзина, Жуковского, Пушкина, Лермонтова, Гоголя и других писателей. Н.Г.Чернышевский отмечал: «...Белинский, будучи значительнейшим из наших критиков, был и одним из замечательнейших наших ученых. Это факт, неоспоримо доказываемый его сочинениями. Сомневаться в том, значит обнаруживать или недостаток научного образования в себе или свое незнакомство с сочинениями Белинского».

Хотелось бы, чтобы наши школьники читали труды своего земляка, а в этом как никто помогут им учителя литературы. Возможно умелое использование отдельных его высказываний уже в 5-7 классах. В частности, при изучении таких произведений, как «Бородино», «Мцыри», «Песня про купца Калашникова», «Ревизор», рассказов из цикла «Записки охотника». После изучения в 7 классе «Песни про купца Калашникова» школьники с интересом прочитают тот отрывок из статьи Белинского «Стихотворения М.Лермонтова», где дается анализ «Песни...» Этот отрывок содержит в себе развернутый пересказ «Песни», характеристику основных ее персонажей и разбор особенностей композиции и языка. В этой же статье «Стихотворения М.Лермонтова» учащиеся 5-8 классов найдут краткий разбор поэмы «Мцыри», «Бородино». Ученики 9 класса могут найти анализ поэмы Пушкина «Евгений Онегин» в статье критика «Сочинения Александра Сергеевича Пушкина». Самым сложным произведением, изучаемым семиклассниками, является комедия Гоголя «Ревизор». В статье «Горе от ума» В.Белинский уделяет много места его анализу.

Школьный курс истории русской литературы XVIII в. открывается Ломоносовым. Начиная с 7 класса, учащиеся более углубленно изучают его творчество. Благородная личность и многогранное творчество сына холмогорского рыбака интересовала В.Г.Белинского в течение всей его жизни. Уже в первой своей статье «Литературные мечтания» критик уделяет Ломоносову много внимания. Позднее в цикле статей «Сочинения А.С.Пушкина», «Мысли и заметки о русской литературе и в обзоре «Взгляд на русскую литературу 1846 г.» Белинский вновь разбирает творчество Ломоносова.

Учащиеся 9 класса под руководством преподавателя могут создать ценные наглядные пособия – свод высказываний Белинского о Ломоносове. Некоторые из них могут быть предложены учащимся как темы для докладов, рефератов, сочинений и стать предметом оживленного обсуждения в классе.

В 7 классе учащиеся знакомятся с творчеством Г.Р.Державина. Критик посвятил поэту статью из двух частей: «Сочинения Державина», где анализирует его творчество и, в частности, программные произведения: «Памятник», «Властители и судьи», «Признание».

В 9 классе изучается «Путешествие из Петербурга в Москву» А.И.Радищева. В.Г.Белинский не имел возможности писать о книге Радищева, так как она была запрещена, и весь ее тираж уничтожен сразу после выхода в свет. Отдельные экземпляры «Путешествия», чудом уцелевшие после разгрома, стали редкостью. Мы не знаем, где и с чьей помощью Белинский познакомился с «Путешествием», но что он превосходно знал его, – не подлежит сомнению. Доказательство тому – «Дмитрий Калинин» – драма Белинского, сюжет которой восходит к отдельным главам произведения Радищева.

На современном этапе при изучении литературных произведений педагоги и школьники используют компьютерные презентации, видеовикторины. Но только в музее Белинского разработаны уроки-экскурсии по творчеству всех писателей, которые представлены в этой статье. Уроки сопровождаются интересным рассказом и показом подлинных материалов, которые можно увидеть исключительно в музее.

Оставить комментарий