20 ноября 2017, понедельник
Областные новости
17.11.2017
Благотворительный фонд «Общественный институт социальной стратегии и тактики», учрежденный МГУ имени М.В. Ломоносова и Союзом писателей Москвы объявляет о начале VIII Всероссийского конкурса региональных СМИ «Панацея».


Праздники сегодня

Loading...


Пожелания, поздравления и тосты

Вопросы по СМСП и госзаказу

Какая категория предпринимателей причислятся к малому и среднему бизнесу?

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ - бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования);

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

- микропредприятия - 60 млн. рублей;

- малые предприятия - 400 млн. рублей;

- средние предприятия - 1000 млн. рублей.

Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием, установленным пунктами 2 и 3.

4. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи, в течение двух календарных лет, следующих один за другим.

5. Вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают предельные значения, установленные в пунктах 2 и 3.

 

Как субъекту малого предпринимательства стать поставщиком для государственных и муниципальных нужд?

           

Для разработки эффективных стратегий на рынке госзаказа можно выделить основные этапы работы и остановиться на особенностях их реализации.  Речь пойдет о процедуре открытого конкурса. В силу принципа аналогии эти выводы в значительной степени можно использовать при других способах закупок.

Процесс подготовки конкурсного предложения состоит из нескольких этапов:

1. постановка стратегической цели и определение критериев отбора;

2. анализ развития ситуации (изменение внешних факторов);

3. анализ изменения элементов внутренней среды организации;

4. текущий мониторинг и анализ объявлений о проведении конкурса (соответствие критериям отбора);

5. получение конкурсной документации;

6. предварительное решение об участии в конкурсе; производственно-технический и финансово-экономический анализ объекта конкурса;

7. подготовка и подача конкурсного предложения;

8. участие в процедуре вскрытия конкурсных предложений;

9. мониторинг результатов этапов сопоставления и оценки конкурсных предложений;

10. обжалование действий заказчика (в случае необходимости);

11. подписание государственного или муниципального контракта;

12. анализ результатов участия в конкурсе.

Такая структура процедуры участия в конкурсе основана на этапах классического управленческого цикла и учитывает процедуры размещения заказа в рамках действующего законодательства.

 

Рассмотрим каждый этап в отдельности.

 

 

1. Постановка стратегической цели и определение критериев отбора.

 

На данном этапе необходимо проанализировать целесообразность участия в торгах с учетом экономической ситуации и тенденций, сложившихся на рынке в данный момент (насколько планируемое заключение госконтракта повысит конкурентоспособность организации, удастся ли минимизировать риски, будут ли достигнуты необходимые финансовые результаты и т.д.).

 

2. Анализ развития ситуации (изменение внешних факторов).

 

Следующий этап связан с проверкой и анализом полученной информации, а также с проведением ситуационного исследования. То есть необходимо провести сбор достоверной и текущей информации по интересующей теме с выделением факторов внешней среды (политических, экономических, правовых, социальных, технологических, экологических) и определить основные факторы, влияющие на развитие ситуации, так как государство одновременно является потребителем и факторообразующим элементом внешней среды, в первую очередь правовой.

 

3. Анализ изменения элементов внутренней среды организации.

 

Анализ информации на двух предыдущих этапах дает представление о благоприятных возможностях для потенциального поставщика и о деятельности государственных заказчиков. На этапе внутриорганизационного мониторинга оцениваются готовность предприятия и его уникальные конкурентные преимущества для выполнения всех условий возможного госконтракта.

 

4. Текущий мониторинг и анализ объявлений о проведении конкурса (соответствие критериям отбора).

 

Процедура участия в торгах главным образом начинается с момента обнаружения извещения о проведении конкурса, которое размещается на официальном сайте www.zakupki.gov.ru – официальный сайт Российской Федерации (РФ) для размещения информации о размещении заказов.

Важным элементом изучения объявлений о конкурсах является анализ их соответствия действующему законодательству. Подобную работу необходимо проводить на каждом этапе подготовки конкурсного предложения, причем целесообразно отслеживать грамотность не только своих действий, но и действий госзаказчика. Если у Вас имеется желание победить в выбранном конкурсе и вы нашли ошибку в действиях заказчика, не стесняйтесь и сообщите ему о найденных несоответствиях действующему законодательству с тем, чтобы он своевременно смог внести корректировки. Это даст гарантию того, что ваш конкурент не обнаружит эту же ошибку на этапе подведения итогов конкурса с присуждением вам первого места и не обратится с жалобой в уполномоченный орган.

 

5. Получение конкурсной документации.

 

Если Вы нашли нужное и удовлетворяющее заданным критериям отбора извещение, получить конкурсную документацию можно непосредственно на официальном сайте. Конкурсная документация должна быть размещена в сети Интернет одновременно с извещением. Печатная версия конкурсной документации предоставляется на основании заявления участника и (если предусмотрено) после внесения платы за предоставление конкурсной документации.

Извещение о проведении конкурса опубликовывается не менее чем за 30 дней до дня вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе. Таким образом, от эффективности работы служб мониторинга зависит, сколько времени будет у предприятия для проведения анализа конкурсной документации и подготовки конкурного предложения.

 

6. Предварительное решение об участии в конкурсе; производственно-технический и финансово-экономический анализ объекта конкурса.

 

После получения конкурсной документации, технических спецификаций, ведомостей видов работ, чертежей, схем, графиков и т.д. необходимо проанализировать объемы товаров, работ, услуг, выставленных на конкурс, оценить себестоимость их производства и сравнить эту цифру с начальной ценой контракта.

Также важно оценить возможность внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе (ее размер не может превышать 5% начальной (максимальной) цены контракта (цены лота)). Залоговая сумма будет находиться на расчетном счете организатора конкурса вплоть до подписания контракта. Срок денежного обеспечения заявки указывается в конкурсной документации. 

Еще заказчик вправе установить требование обеспечения исполнения госконтракта, размер которого не может превышать 30 % начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), указанной в извещении о проведении конкурса.

Однако у поставщика есть выбор способа этого обеспечения. Это могут быть банковская гарантия, передача заказчику в залог денежных средств или поручительство. Однако наиболее выгодно участвовать в конкурсах, в которых заказчик не предъявляет требования внесения гарантий заявки и контракта.

 

7. Подготовка и подача конкурсного предложения.

 

В результате предварительного анализа поставщик принимает решение об участии торгах. Далее следует подготовка поставщиком конкурсной заявки (конкурсного предложения) в соответствии с требованиями конкурсной документации. При этом целесообразно привлекать к работе над заявкой технических специалистов, специалистов по управлению и маркетингу, а также экономистов.

Важными моментами на этапе подготовки к конкурсу являются вопросы уточнений и изменений документации, внесенных заказчиком. Поставщикам необходимо своевременно изучать документацию и формулировать уточняющие вопросы.

Любой участник размещения заказа вправе направить в письменной форме заказчику, уполномоченному органу на осуществление функций по размещению заказов запрос о разъяснении положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней со дня поступления указанного запроса Вам обязаны направить в письменной форме разъяснения положений конкурсной документации. Однако указанный запрос должен поступить к заказчику, уполномоченному органу не позднее, чем за 5 дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе.

Прием заявок на участие в конкурсе прекращается в день вскрытия конвертов.

На этапе подачи заявок, очень важно правильно оформить, упаковать и своевременно доставить конкурсный пакет. От соблюдения этих, казалось бы, простых требований зачастую зависит результат работы целого предприятия, и ошибки могут стоить очень дорого.

 

8. Участие в процедуре вскрытия конкурсных предложений.

 

Вскрытие конвертов с заявками осуществляется в день, во время и в месте, указанными в извещении о проведении конкурса. Конкурсная комиссия обязана объявить присутствующим при вскрытии конвертов о возможности подать заявки на участие в конкурсе, изменить или отозвать поданные заявки на участие в конкурсе до вскрытия конвертов с заявками.

Протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе размещается на официальном сайте в течение дня следующего за днем подписания такого протокола.

 

9. Мониторинг результатов этапов сопоставления и оценки конкурсных предложений.

 

На основании результатов рассмотрения заявок принимается решение о допуске или об отказе в допуске поставщика к участию в конкурсе, а также оформляется протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе. В день окончания рассмотрения заявок на участие в конкурсе указанный протокол размещается на официальном сайте, следовательно, поставщик имеет возможность получать информацию о развитии событий, видеть аргументацию принимаемых решений и, в случае необходимости, своевременно на них реагировать.

 

 

Действующее законодательство.

 

1. Федеральный закон от 21 июля 2005 года  № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

2. Федеральный закон от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

3. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть I

(Правила исчисления сроков, регулирование заключения договора на торгах).

4. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть II

(Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд, подрядные работы для государственных или муниципальных нужд, выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ).